Назад

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

9 ноября: Лопатинские карьеры.

 

 

Маршрут: Воскресенск - Хорлово - Фосфоритный - Лопатинские карьеры - Челохово - Горшково – Егорьевск.

55 км, 15 человек.

 

 

Маршрут в целом

Карьерная часть маршрута подробно

 

 

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ

В Подмосковной Мещёре, немного южнее Егорьевска лежит интересный и необычный край: Егорьевское моренное плато. Иначе его можно назвать Горной Мещёрой. Это - большая песчанная возвышенность, стоящая, подобно острову среди мещёрских равнин, и пересечённая глубокими оврагами. Рельеф напоминает Клинско-Дмитровскую гряду, а природа - типично мещёрская: сосны и пески. Очень необычное сочетание!

В 1-й половине ХХ века на юго-западе плато нашли залежи фосфоритов: ценного сырья для производства минеральных удобрений. Тогда же в г.Воскресенске построили комбинат минеральных удобрений, по-местному "Химдым", ориентированный на эту сырьевую базу. В районе пос.Хорлово и Лопатино началась добыча фосфоритов, местность покрылась сетью карьеров.

Разработки на севере бассейна давно прекращены (на юге - ведутся и сейчас), выработанные карьеры заполнились водой, а индустриальный пейзаж вокруг зарос молодым сосновым лесом и обрёл естественный облик, хотя и весьма своеобразный.

Этот массив исследовал, и, по его словам, "просто влюбился в него" наш союзник с http://www.velocat.ru Михаил (Mihmich), и решил поделиться путями-дорогами с нами.

Сухое ноябрьское утро, легкий мороз. Воскресенск, дымящие трубы комбината. На другом краю большого поля предстала во всей красе белая плосковершинная гора, очень напоминающая антарктический вулкан Эребус, только в уменьшенном виде.

На самом деле - это всего лишь отвал фосфогипса с Химдыма, побочного продукта фосфатного производства. Едем к "Эребусу".

На вершину горы ведет спиральная дорога для самосвалов. По мере подьёма всё вокруг становится ослепительно белоснежным, включая поверхность дороги, очень трудно отделаться от ощущения, что наступила зима. Полная иллюзия высокогорья, которую поддерживают открывающиеся с высоты виды, подёрнутые утренней дымкой, и оттого как бы более удалённые.

Горный эффект усиливают глубокие трещины в белой породе, провалиться в них вполне реально, так что в случае схода с дороги нужно смотреть под ноги.

Понаблюдав за разгрузкой очередного самосвала едем вниз по спирали, белое сияние и ветер навстречу создают ощущение, что мороз не – 1 С, а гораздо ниже!

Спускаемся на равнину. Асфальт идет лесом, в просветах видны фосфоритные разрезы.

Хорлово, затем Фосфоритный, посёлки разработчиков. Последний очень напоминает карельскую Питкяранту. Затарившись в магазине, съезжаем с асфальта и углубляемся непосредственно в массив.

В лесу сразу же попадается длинное озеро в глубоком каньоне. Здесь таких множество. Лес растет на холмах, молодые частые сосенки, очень напоминает Кольский полуостров, только без камней и скал. Лес рассекает сеть песчаных дорог, их множество, и разобраться в них очень сложно. Всё это перемежается со старыми выработками, озёрами, бывшими грунтоотвалами, заросшими деревьями и кустами. Кое-где попадаются следы разобранных ЖД-путей. Песок на дорогах хороший, плотный, ехать можно быстро. Причем, летом здесь песок почти такой же.

Внезапно появляется одинокий холм, высотой с 5-этажный дом. Вершина холма - двуглавая, форма очень напоминает Эльбрус в миниатюре. На модели известных гор нам сегодня определённо везёт!

Делаем "восхождение". У "Эльбруса" довольно крутые склоны, есть проторенная тропа, хорошо заметная издалека. Место пользуется популярностью!

Сверху открывается великолепный вид на округу. Сергей Railag умудрился влезть на гору с велосипедом! Практической цели здесь не преследовалось: съехать на нем вниз отсюда невозможно! Действие носило чисто ритуальный характер, и со стороны смотрелось красиво и захватывающе.

Продолжаем путь. Вскоре выходим на берег большого красивого карьера, не прихваченного первым льдом (трудно сказать, от чего это зависит). Здесь встаем на привал.

Далее дорога идет по чернолесью среди густой сети совсем небольших карьеров. В озёрах встречаются острова, похожие на огромные муравьиные кучи. Наша дорога - это очень извилистая тропа, вьющаяся среди деревьев, надо глядеть в оба, чтобы рулём не зацепиться за очередной ствол.

Выезжаем на открытое пространство. Здесь находится самый большой карьер. Он напоминает Байкал в миниатюре: такой же узкий, длинный, и, похоже, глубокий.

Ну, здесь просто географический парк какой-то!

На берегах "Байкала" множество следов рыбацких стоянок, некоторые - массовые, обширные пути подъезда автотранспорта.

Движемся на выход из карьерного края. Теперь наш путь лежит к часовне "Обитель Мира", что недалеко от дер.Чёлохово.

По дороге, уже в наступающих сумерках, делаю глубокое проникающее падение, граничащее с дайвингом, в  глубокую грязную лужу. Ну что ж, бывает!

 "Обитель Мира" - староверческая часовня (Егорьевский район - это исконно староверческий край). В старые времена Чёлоховский храм был уничтожен РПЦшниками-никонианцами, а камни, из коих он был когда-то возведён, были вывезены в Егорьевск, где ими были выложены мостовые, дабы смерды попирали их ногами. Но один камень из фундамента - массивный осколок природного гранита - был спрятан староверами и бережно сохранялся долгие годы в тайном месте. Сейчас на месте, где стоял храм, построена деревянная, рубленая часовня, а святой камень извлечён на свет божий и помещён возле часовни.

Святое место находится на поляне в лесу к югу от Чёлохово, туда ведёт ничем не приметная тропинка. Часовня скромная до аскетизма, но срублена добротно и со вкусом. На камне - цветы, на кустах и деревьях вокруг - тряпочки и ленточки.

Дорога идет сосновым мелколесьем и пустошами. Изредка попадаются маленькие рощицы из старых корабельных сосен: там, обычно бывают небольшие староверческие кладбища.

Стремительно темнеет. До Куровского остался самый неинтересный участок пути: отрезок Бетонки, правда, идущий через шикарный сосновый лес, но в темноте всё равно уже ничего не увидим. Решено выбрасываться из Егорьевска, тем более, что хорошо успеваем на редкий московский поезд. С комфортом размещаемся в вагоне.

Сегодняшний поход можно назвать необычным, места - очень нестандартные, порой сложно поверить, что находимся в Московской области. Огромное спасибо организатору! И участникам!

 

«Эребус»

Эребус вблизи

Начало подъёма на Эребус

«Высокогорье»

«Высокогорье»

Вершина Эребуса

Вид с вершины Эребуса

Вываливают фосфогипс….

Вниз по спирали

Вниз по спирали

Краса и гордость Минхимпрома

Краса и гордость Минхимпрома

Сырьевая база России

Сырьевая база России

Каръерный край

Кольское дежавю

Кольское дежавю

Наши валькирии

«Эльбрус»

Вид с «Эльбруса»

Вид с «Эльбруса»

Вид с «Эльбруса»

Тяжёлый путь наверх

Фотографы на Эльбрусе

Триумф покорителя

А вниз – всегда сложнее!

Здесь был наш привал

Здесь был наш привал

«Байкал»

После падения

После падения

Обитель Мира

Обитель Мира

Обитель Мира

Обитель Мира

Обитель Мира

 

 

Комментарии от Завхоза http://www.velocat.ru: СМ.ЗДЕСЬ

 

Фото от Лены: СМ.ЗДЕСЬ

 

Фото от Натальи Фроловой:  СМ.ЗДЕСЬ

 

Фото от Railaga: СМ.ЗДЕСЬ

 

Панорама от Михалыча:  СМ.ЗДЕСЬ

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Назад

 

Hosted by uCoz